Предисловие
Широко применяемая покраска под камень обычно сочетается с предварительным нанесением декоративной штукатурки.
Необходимые инструменты и материалы
Валик Ведро Вода Грунтовка Кисть Кювета
Развернуть

Широко применяемая покраска под камень обычно сочетается с предварительным нанесением декоративной штукатурки. Но можно все сделать просто и быстро с помощью специальных составов, предлагающихся в магазинах. Покраска под камень своими руками – это увлекательный процесс преображения внутренних помещений дома или квартиры с минимальными финансовыми затратами. Подобные приемы малярного ремесла используются профессионалами. В этой работе нет ничего сложного, требующего многолетних профессиональных навыков. Читайте в этой статье о том, как производится отделка под камень своими руками, применяйте эту технологию на практике, совершенствуйте полученный результат.

Основы технологии отделки под камень

Начнем изучать основы технологии с того, что гранит представляет собой горную породу, в состав которой входят кристаллики шпата, кварца и слюды, легко различаемые по наружному виду. Преобладающими цветами гранита являются коричневые, седые и желтые, всех оттенков и сочетаний. Покраска стен под этот камень потребуется правильно сочетания цветов и оттенков.

Подготовленную поверхность дерева или штукатурки грунтуют преобладающим цветом данного рисунка. После высыхания наносят возможно короткими мазками или точками соответственные краски. Это повторяют несколько раз после просушки предыдущего слоя. Можно также брызгать краску, ударяя ручкой кисти о кусок дерева.

Порфир. Покраска бетона под камень порфира нетрудная, а потому часто применяется малярами. Когда грунтовка готова, небольшие точки разделывают так: краску брызжут кистью, ударяя ручкой кисти о большой палец левой руки. Таким способом получатся ровные круглые точки, в то время как точки и пятна порфира бывают много совершеннее. Эти пятна лучше делать маленьким кропилом, что, однако, потребует много времени.

Мрамор. При покраске бетона своими руками под камень мрамора и его разновидностей подготовленную поверхность окрашивают основным цветом и тотчас же наносят жилки и пятна более темным или светлым колером. Свежую краску для уничтожения резкости рисунка надо слегка разгладить флейцем.

Для разделки под мрамор масляною краской надо:

  • сделать набросок, состоящий из грубого рисунка, сделанного кропилом
  • нарисовать различные камни, кремни и проч.;
  • изобразить жилки и другие узоры мрамора.

Для того чтобы работа вышла удачной, необходимо каждой из трех операций посвятить не менее одного дня, чтобы краска после одной работы успевала высыхать к следующей.

Каждая из трех работ должна быть исполнена большими или малыми кистями, в зависимости от строения разделываемого мрамора. Первая работа исполняется простою кистью, причем пятна набрызгиваются кропилом. Камни и кремешки иногда рисуют просто кистью.

Некоторые мраморы приходится лавировать. Это означает, что после проведения жилок и просушки их, необходимо покрыть поверхность сильно разжиженною скипидарною краской. Такая лазировка сообщает жилкам прочность, чем достигается сходство с натурой. Белый мрамор с жилками почти всегда лазируют.

Имитация восточного мрамора

Восточный мрамор. Для покраски под мрамор своими руками поверхность грунтуют черной масляною краской и затем хорошо шлифуют. Для имитации жилок берут хорошо растертые белила, разводят их скипидаром и полученной краской выводят широкие прозрачные жилки на некоторых местах так тонко, чтобы белый цвет краски был едва заметен, на других же — так густо, чтобы грунт был почти покрыт.

Пока белая краска еще сыра, дотрагиваются куском замши до различных мест ее, при чем образуются фигуры, похожие на раковинки и окаменелости.

Пока краска еще не высохла, берут четырехугольную пробку, делают на ней две-три зарубки и вертят ее по окраске большим и указательным пальцами, отчего образуются круговые линии, которые будут выглядеть натуральнее, чем выведенные кистью.

После этого для покраски под мрамор берут перо, обрезают часть его бородки неправильным уступом и проводят им по белой краске для того, чтобы удалить с черного грунта неправильные жилки.

После того, когда жилок выведено достаточно, предмету надо дать хорошо высохнуть, прежде чем приступят к дальнейшей его разделке.

Когда покраска стен под мрамор высохнет, ее лазируют водяными красками: некоторые места — красной сиенской землею, другие — берлинскою лазурью; местами же ее оставляют черной и белой.

Когда лазировка просохнет, макают перо в растертый на молоке мел и выводят им тончайшие жилки.

Так же точно можно провести несколько тонких линий кистью из верблюжьей шерсти так, чтобы они с берлинскою лазурью волнообразно извивались по светлому фону.

Высушив и эту краску, лазируют в последний раз красной сиенской землей и небольшим количеством берлинской лазури, смешанными с равными частями масляного лака и скипидара, при чем вся окраска получит красивый зеленый цвет. После этого покраску бетона под мрамор останется только покрыть лаком.

Черный мрамор с золотыми жилками употребляется преимущественно на каминные карнизы. Поверхность сначала грунтуют краской, состоящей из костяной черни, разведенной на скипидаре, окрашивают японской сажей и наводят жилки.

Золотая краска составляется из белой и желтой охры с небольшим количеством киновари. Этой краской наводят на поверхность несколько широких пятен, из которых по разным направлениям выводят тонкие жилки. В темных частях черного грунта иногда бывает заметна белая прожилка, которая тянется, переплетаясь с бесчисленными тонкими нитями. Необходимо следить за тем, чтобы эти нити оставались в связи с более выдающимися прожилками и следовали по одинаковому с ними направлению.

Когда работа не требует прочности и делается только на короткое время, то такую разделку можно сделать водяными красками, а затем после просушки покрыть лаком.

Посмотрите, как выглядит качественная внутренняя отделка под камень на фото, где показана имитация восточного мрамора:

Отделка под сизый мрамор

Сизый мрамор. Грунт свинцово-серого цвета. Если разделываемые под этот мрамор предметы еще совершенно новы, то их грунтуют слегка два раза, дают хорошо просохнуть. После каждой грунтовки слегка шлифуют тонкой стеклянной шкуркой, остерегаясь стереть краски с острых углов.

Для наведения жилок при внутренней отделке под камень берут, как и для грунта, какую-либо свинцовую краску, разбавляют ее скипидаром и накрывают ею слегка небольшую часть окрашиваемого предмета. Чтобы краска при отделке внутренних стен под камень сохла, к ней надо прибавить какого-нибудь сиккатива, разбавленного терпентином.

Затем, белою краской, с помощью кропила делают маленькие пятна или же кистью рисуют окаменелости. Таким способом отделывают всю поверхность, делая это малыми частями для того, чтобы краски успевали смешиваться между собою пока еще сыры.

После просушки рисуют разбавленной грунтовою краской широкие жилы, а затем выводят кистью из верблюжьей шерсти тонкие жилки по всей поверхности, так, чтобы они перекрещивались по всем направлениям.

После этого делают грунтовую окраску несколько светлее, примешав к ней свинцовых белил и, обмакнув в нее перо, проводят линии и черточки по направлению широких жил. Затем тою же кистью проводят белой краской короткие толстые штрихи, отчасти задевая жилки. Той же краской тонкой кисточкою в отделке стен под камень наводят нежные перекрещивающиеся линии. Когда и эта работа высохла, окраску подравнивают тонкой стеклянной шкуркой и покрывают прозрачным лаком.

Надо заметить, что первое воспроизведение жил должно быть выполнено так нежно, чтобы оно было едва заметно. После наведения светлых жилок ранее наведенные темные будут казаться как бы вдавленными в грунт, что будет очень эффектно.

По другому способу разделка под тот же мрамор делается так: поверхность грунтуют светлой свинцовой краской и, когда грунтовка подсохнет, проводят по ней кисточкою неправильные широкие жилки белого и черного цвета. Затем всю поверхность шлифуют так, чтобы на ней не преобладал ни черный, ни белый цвет, но поверхность представлялась бы, где светлее, где темнее. Такая разделка хороша для больших колонн, галерей и вообще для внешних украшений, придавая им довольно красивый вид.

По третьему способу, поверхность грунтуют, как и во втором способе. Для разделки берут сажу и немного берлинской лазури, густо растирают со скипидаром и небольшим количеством жженого купороса и разводят масляным лаком. Небольшое количество этой краски смешивают с свинцовыми белилами для получения краски несколько светлее грунтовой и проводят ею при помощи кисти из верблюжьей шерсти по наведенным жилам. Частью сверх этих жил проводят снова белой краской, слегка окрашенной черно-синей и сильно разведенной скипидаром.

Иногда на поверхности воспроизводят белые жилки, расходящиеся по всем направлениям, но они не должны быть слишком большими и широкими и вообще не должны резко бросаться в глаза.

Отделка под натуральный камень с белыми жилками

Грунт этого мрамора с белыми жилками делают совершенно белым. Для составления мраморной краски густо растирают белила в сыром масле, разводят скипидарным маслом и тонким слоем покрывают, при помощи кисти, небольшую часть поверхности. Затем берут гребенку и, разбавив краску небольшим количеством берлинской лазури и ламповой копоти, проводят широкие неясные белые жилки. После этого верблюжьей кистью выводят в разных направлениях тонкие угловатые линии и, наконец, покрывают широкие прожилки негустым слоем немного более темной краски.

Затем покраску штукатурки под камень делают темнее, покрывают ею те же самые жилы и проводят очень тонкие линии, которые сначала пересекаются между собою, затем соединяются около одного центрального пункта и оттуда расходятся в различных направлениях. Для усиления эффекта можно провести при отделке под натуральный камень несколько тонких, темных жилок в различных местах работы, только в противоположном направлении от вышеуказанных. Когда окраска высохнет, поверхность покрывают прозрачным лаком.

Сиенский мрамор. Для отделки штукатурки под этот камень поверхность грунтуют минеральною желчью и, когда высохнет, мешают эту желчь с белилами; кроме того, должно иметь наготове чистую белую краску. Каждой из этих двух красок наводят на поверхность несколько прозрачных желтых и белых оттенков, которые затем растирают барсучьей кистью. Затем берут немного красной венецианской краски, смешивают ее с небольшим количеством берлинской лазури и проводят этой смесью при помощи кисти несколько широких жил по одному направлению с оттенками.

Для темных жил берут смесь красной венецианской краски с лаком и берлинскою лазурью.

Темные жилы проводят пером поверх раньше проведенных светлых и притом так, чтобы нежные линии собирались в одном центре и затем снова тонкими и прозрачными жилками расходились в разные стороны.

По окончании декоративной отделки под камень смешивают немного берлинской лазури с лаком и кисточкой проводят этою смесью самые нежные и тонкие жилки чрез ранее проведенные. Между тонкими жилками, тянущимися массами, можно изобразить несколько темных пятен жженою сиенскою краскою. Если первые тени недостаточно разнообразны, можно составить отдельную для лавирования краску из жженой и сырой сиенской краски и покрыть ею некоторые места.

Все краски растирают на скипидаре и смешивают с таким количеством золотого грунта, какое необходимо для того, чтобы сообщить составу необходимую связь.

Итальянский мрамор очень хорош для окраски колонн. Грунт его напоминает цвет светлой кожи.

Для разделки под этот мрамор берут краски:

  • цвета желтой кожи, для составления которой растворяют на масляном лаке белила и хорошую каменную охру, делают из них твердую массу и подкрашивают ее киноварью;
  • легко растертую на масляном лаке жженную сиенскую землю;
  • густо растертые на масле чистые белила.

Все эти краски разводят скипидаром и держат каждую в отдельном сосуде и с отдельной кистью.

Самая разделка делается так: берут на кисть желтой краски, достаточно сильно прикасаются ею ко многим местам поверхности так, чтобы образовались неравномерные пятна, по возможности разнообразного очертания.

После этого берут кисть с сиенской краской и выводят ею промежутки пятен, сделанных желтой краской. Берут сухую кисть и соединяют ею края пятен так, чтобы они слились. После этого берут волосяную кисть и проводят белой краской несколько тонких белых жилок по всей поверхности. И, наконец, взяв кисть для сиенской краски, проводят этой краской несколько нежных жилок через наведенные ранее. После этого дают краскам хорошо высохнуть и затем покрывают масляным лаком.

Яшмовый и красный мрамор

Красный мрамор. Для грунта берут белую краску, окрашенную лаком или киноварью. После этого делают темно-красные брызги на поверхности, а пустые пространства между ними покрывают смесью коричневой и белой красок, растертых на масле.

Если в дело идут скоровысыхающие краски, то для этой цели надо употребить наполовину скипидару и наполовину золотистого грунта.

Когда краски вполне высохнут, их покрывают лаком и не ожидая, пока он высохнет, проводят несколько тонких белых жилок, которые во всех направлениях перекрещивают работу.

Яшмовый мрамор. Поверхность грунтуют белой, немного подсиненной краской, на которую затем красной краской или розово-красным лаком наводят несколько пятен. Оставшуюся белую поверхность покрывают различными коричневыми оттенками и выводят прожилки. На средине некоторых красных пятен можно сделать белые пятна, иные места оставить просто белыми, не закрашивая их. Когда краски засохнут, покрывают прозрачным лаком.

Голубой мрамор с золотыми жилками. Для грунта берут светло-голубую краску. Затем смешивают ультрамарин с небольшим количеством белил и простой темно-синей краской, делают этою смесью пятно по всему грунту. Краску разводят по краям барсучьей кистью, после чего выводят на поверхности несколько белых жил, расходящихся по разным направлениям. На окрашенные места наносят золотисто-желтую краску. Проводят несколько тонких белых жилок и покрывают лаком.

Разделка под камень клеевой краской

Мрамор с белыми жилками. Такая разделка клеевой краской под камень часто употребляется для стен, коридоров, галерей и т. п. Подготовка стен делается так: если стены неровны, растрескались и краска с них облупилась, то надо их хорошенько оскоблить и два раза покрыть известковым молоком.

Для следующей окраски берут мел, индиго, ламповую копоть и красную венецианскую краску, растирают каждую из них отдельно на молоке для того, чтобы состав приобрел необходимую клейкость. Каждый раствор должен находиться в отдельной посудине, и для производства работ надо запасти несколько длинношерстых кистей с длинными ручками, чтобы удары кистью были сильны и эластичны.

Когда краски и кисти готовы, приступают к разделке, которая делается так: прежде всего поверхность надо разделить на прямоугольники длиною 45 сантиметров и шириною 30 сантиметров, которые изобразят куски мрамора. Линии проводят толстым карандашом по линейке для того, чтобы их можно было видеть через последнюю окраску известковым молоком.

Разделив всю поверхность на прямоугольники, покрывают один или два из них жидким раствором известкового молока. Один или два квадрата, а не всю поверхность, покрывают известковым молоком, ибо по окончании работы, пока она еще сыра, по ней проводят сухою кистью; если же покрыть молоком всю поверхность сразу, то в то время, когда отделывают одни прямоугольники, другие могут уже просохнуть.

По окончании этой работы на прямоугольниках выводят белой краской, окрашенной венецианской краской (румянами) и ламповою копотью несколько широких жил. После этого выводят пером тонкие жилки по направлению широких, широкою кистью наносят пятна между только что нарисованными жилами. Вслед за сим берут немного синей краски, подкрашенной венецианскими румянами, сильно разбавляют известковым молоком и наполняют ею массу, отчего получается много мелких тоненьких жил, выходящих из одного центра и собирающихся снова в другом. Жилы эти должны иметь направление одинаковое с направлением других жил. Окончив это, проводят еще несколько тоненьких жил по самым темным оттенкам.

Прежде чем приступить к разделке, надо приготовить все краски и кисти для того, чтобы работа шла безостановочно.

Если края отделываемых квадратов будут сохнуть раньше времени, то их надо смачивать известковым молоком, пока отделка квадратика не будет закончена. Направление жилок в каждом квадратике должно быть различное. Прямоугольники очерчиваются по карандашу линиями из ламповой копоти, смешанной с клеем.

Итальянский мрамор. Под этот род мрамора иногда разделывают стены, так как он довольно красив, во всяком случае красивее пестрых обоев и гладкой окраски.

При разделке новой стены ее сначала покрывают клеем для того, чтобы остановить всасывание влаги. После этого смешивают достаточное количество индийской красной краски (румян) с крепким пивом и вливают эту смесь в глиняный горшок. Кроме того, смешивают с пивом мел и французскую желтую краску, прибавив к этому составу столько венецианской красной краски, чтобы он получил цвет кожи.

Для того чтобы узнать, получилась ли приготовленная краска желаемого цвета, ею окрашивают лоскуток бумаги и сушат у огня. Когда краска высохнет, то она будет светлее мокрой и тогда видно будет, соответствует ли краска желаемому цвету или нужно ее исправить. Затем ее смешивают с молоком, потому что пиво могло бы повредить краске, или разводят на огне с клеем и употребляют в теплом виде. Краска должна быть густа, как сливки.

При разделке поступают так же, как с масляными красками только вместо того, чтобы сделать сразу много пятен, их делают не более 8-10 и при том быстро и густо. Промежутки между пятнами окрашивают красной краской и соединяют края разведенных красок, пока они еще не засохли. Так продолжают, пока вся работа будет окончена.

Жилки выводят клеевой краской таким же способом, как при масляных красках.

Античный мрамор. Разделка под этот род мрамора делается очень легко. Она употребляется с успехом на столешницы, рукомойники и т. п. Если разделываемые под этот мрамор предметы новы, то их сначала окрашивают темной свинцовой краской, растертой на масле, и когда она высохнет, полируют шкуркой. Растирают немного свинцовых белил и ламповой копоти с водою, каждое отдельно и смешивают с углем.

При помощи широкой вырезанной кисти покрывают всю поверхность черной краской так, чтобы на различных местах окраски оставались промежутки разной величины. Когда эта краска подсохнет, наливают свинцовые белила тонкими полосками по черной окраске; если разделывают столовую доску, то шевелят ее в разные стороны, стараясь, чтобы белая краска наполнила собою узкие промежутки, оставшиеся между черными линиями. Это повторяют до тех пор, пока белые жилки не обозначатся достаточно ясно.

Затем при помощи пера проводят из мокрых мест белой краски тонкие жилки на более темные части и выводят на поверхности раковины и окаменелости, для чего делают на поверхности пятна и разводят их кистью из верблюжьей шерсти. По окончании этого берут немного сиенской земли и берлинской лазури, растертых на клею, и в отдельности каждою из этих красок слегка лазируют различные части всей окраски. Когда такая лазировка просохнет, всю поверхность покрывают зеленой краской, состоящей из сырой сиенской земли и берлинской лазури, растертых на терпентинном спирте и смешанных с копаловым лаком. Затем все покрывают лаком и полируют.

По другому способу разделку под тот же мрамор делают так: поверхность сначала грунтуют черною масляною краскою два раза для того, чтобы хорошо покрыть острые углы окрашиваемого предмета. Вообще, надо взять за правило, что как при подражании хороших древесных мебельных пород, так и при подражании мрамору необходимо особенно тщательное выполнение грунта. Необходимо, чтобы оставались совершенно незаметными следы кисти.

В железный котел кладут ламповой копоти, ставят на огонь и нагревают до тех пор, пока копоть раскалится до темно-красного цвета; вынимают, студят и растирают (на камне с масляным лаком и разбавляют скипидаром. Хорошо также прибавить в нее немного жженого белого купороса и небольшое количество глета.

Когда грунт высохнет, можно приступить к разделке под мрамор. Для этого растирают на воде свинцовые белила, примешав к ним немного клея для того, чтобы связать краску и помешать ей поглотить лак. Белою краскою надо покрыть не всю работу, а проводить только широкие полосы кистью. Затем мелко растирают на клею немного ламповой копоти и закрашивают оставшиеся промежутки, таким образом вся поверхность предмета окажется закрашенной. Тогда надо развести краски барсучьей кистью, пока они не успели просохнуть, и незаметно слить между собою контуры жилок.

После этого берут толстую волосяную кисть, обмакивают ее в белую краску и не особенно тщательно брызгают ею на поверхность так, что получатся пятна большей или меньшей величины, изображающие раковины и т. п.

Другую кисть обмакивают в черную краску и брызгают точно так же на самые светлые места поверхности. Широкую кисть с очень редкими волосками обмакивают в белую краску, проводят по черной узкие, неправильные прожилки. Кроме того, можно изобразить на поверхности волнообразно голубую жилу.

Когда работа совершенно просохнет, надо придать ей зеленоватый оттенок, для чего поверхность покрывают жидкою смесью, состоящею из берлинской лазури с сиенскою краской так, чтобы последняя преобладала.

Краски растирают на терпентинном спирте и замешивают копаловым лаком, после чего работу можно считать вполне оконченною.

Яшмовый мрамор. Краску для грунта приготовляют так же, как для красного дерева. Берут венецианских румян, сурика и немного желтого хрома и растирают их с равным количеством масла и скипидара. Чтобы сделать окраску более блестящей, надо заменить венецианскую красную краску киноварью или лаком. После этого надо обрызгать кропилом еще мокрый грунт. Произойдут белые пятна, которые разводят другою кистью.

Точно таким же образом можно навести голубые, коричневые или желтые пятна, растерев их, как и белые, сухою кистью.

Когда окраска почти совсем просохнет, выводят кистью широкие и тонкие жилки, что, однако, можно совершенно упустить.

Посмотрите, как легко наносится покраска под мрамор – на видео продемонстрированы приемы работы опытного маляра:

Отделка под гранит и порфир

Отделка под порфир. Поверхность грунтуют пурпуровой, коричневой и розово-красной красками. Для наведения жил берут киноварь и свинцовые белила, в отдельности хорошо растертые на скипидаре. К каждой из этих красок для того, чтобы лучше связать их, надо примешать немного золотистого грунта. Так как краски нельзя подготовить достаточно жидкими до употребления, их по мере надобности разбавляют скипидаром. Когда грунт высохнет, берут кисть, обмакивают ее в киноварь и ударяют рукояткой кисти по куску железа до тех пор, пока вся обрабатываемая поверхность не покроется брызгами киновари.

Чтобы получить более светлый оттенок, макают кисть в белую краску и затем поступают точно так же, как с киноварью. То же повторяют еще раз с очень жидкой белой краской и когда просохнет, выводят несколько белых жил через всю поверхность. После того как все обсохнет, окраска дважды покрывается масляным лаком.

Порфир можно также хорошо оделать клеевой краской, предпочитаемой при окраске предметов внутри дома. При этом поступают совершенно так же, как при разделке масляной краской, но вместо золотистого грунта и скипидара берут белки яиц и сбивают их в крепком пиве.

По другому способу поступают так: поверхность грунтуют красной венецианской краской, прибавив к ней для усиления тона немного киновари и белой краски. Для разделки надо взять грунтовую краску, прибавив к ней немного белой и набрызгивают одинаково первый и второй слой. После просушки набрызгивание повторяют еще раз, причем на некоторых местах оно усиливается, а на других ослабляется. В заключение всю поверхность покрывают очень мелкими белыми точками. После этого можно чрез всю поверхность провести одну непрозрачную белую жилу.

Когда обсохнет, от этой жилы проводят пером много тонких жилок, идущих по различным направлениям.

И всю поверхность покрывают лаком.

Гранит. Отделка под гранит производится несколькими способами.

  • Для грунтовки берут свинцовые белила, ламповую копоть и немного фернамбукового лака. Из этих веществ составляется светлая свинцовая краска, которой покрывают всю поверхность. Затем набрызгивают сначала черной, а потом светло-красной краской. Промежутки окрашивают белой краской.
  • Поверхность грунтуют зеленой краской и затем обрызгивают краской под дуб или под красное дерево.
  • Поверхность грунтуют черной краской и когда она наполовину засохнет, обрызгивают киноварью, темно-желтой и белой краской.

Черный мрамор с золотыми жилками для столовых досок. В том месте, где должны проходить золотые жилки, положить два золотых листочка и серебряные листочки на места, где хотят провести серебряные жилы. Всю поверхность грунтуют черной краской так, чтобы она совершенно покрыла собою серебряные и золотые листочки. Спустя немного времени берут острое шило и проводят им на местах, где лежат золотые и серебряные листочки, маленькие жилки, из-под которых будет блестеть подложенный металл. Неровности краски, образующиеся от выцарапывания шилом жилок, снимают кусочком кожи.

Краски растирают на молоке или на крепком пиве. В черную краску вливают клей.

Разделка под песчаник делается так: загрунтовав поверхность масляной краской, обсыпают ее белым, мелко просеянным песком, который при этом теряет свой блеск. Таким способом можно производить разделку под все породы песчаника.

Посмотрите, как проводится покраска под камень – на видео проиллюстрированы основы этой технологии: